0 существовании Брянского автомобильного
завода (БАЗ) в СССР знали немногие. Он выпускал специальные многоосные
армейские автомобили высокой проходимости, оригинальной конструкции, служившие
в качестве шасси для установки мощного вооружения и ракетных пусковых
установок. Единственной "легальной" продукцией завода были промышленные
гусеничные тракторы Т-140 и Т-180. Брянский автозавод начинал
свою деятельность как поставщик комплектующих для московского завода ЗИЛ,
изготовляя ведущие мосты, раздаточные коробки и лебедки для грузовиков ЗИЛ-131.
С1966 г. на БАЗе наладили производство уникальных по тем временам
полноприводных автомобилей ЗИЛ-135К и ЗИЛ-135ЛМ (8x8), получивших марку
"БАЗ".
Под руководством главного конструктора Рафаила Александровича
Розова ЗИЛ-135К был преобразован в транспортер БАЗ-135МБ для тяжелых ракетных
систем, БАЗ-135ЛМ стал базой для оперативно-тактических пусковых установок и
мощных систем залпового огня. Их 9-тонные гражданские варианты с
цельнометаллической грузовой платформой имели обозначения БАЗ-135МБП и
БАЗ-135Л4. Автомобили оснащали двумя карбюраторными двигателями ЗИЛ-375
мощностью по 180 л.с., расположенными непосредственно за 4-местной кабиной из
стеклопластика. Каждый двигатель посредством своей бортовой трансмиссии
осуществлял привод колес правого или левого борта машины. Торсионную подвеску
имели только две-передняя и задняя - пары колес.
Автомобили снабжались системой подкачки шин.
С 1966 г. завод начал выполнение правительственного заказа по
разработке и организации серийного производства гаммы эысокомобильных плавающих
шасо БАЗ-5937/5939 (6x6) для зенит ных ракетных
комплексов Позднее под руководством но вого главного конструктор; Ивана
Людвиговича Юрин; продолжилось создание новы: видов плавающих шасси БАЗ
5921/5922 (6x6), БАЗ-694 (8x8) и транспортеров БАЗ 6950 (8x8) для монтажа
различ ного ракетного вооружения В 70-е гг.
неизвестное широкик массам предприятие, располо жившееся в пойме реки Деснь на
площади 122 гектара, стал одним из крупнейших промыш ленных комплексов Брянске
области.
С началом перестройки, кон версии и экономических реформ
Производственное объе динение, а затем АО
"БАЗ" был вынуждено начать более широ кое производство граждански
автомобилей. С 1993 г. заво, мелкими сериями выпуска 1,5-тонные фургоны
БАЗ-377: полной массой 3,5 т, первона чально
разработанные для изгс товления на так и не построен ном Кировабадском
автозавод (КиАЗ) в Азербайджане. Этс автомобиль с колесной базо 3200 мм
оборудовали бензиновым двигателем УМЗ-4173 мои ностью 92 л.с., 4- или
5-cтyпенчатой коробкой передач, пере/: ними колесами с
независимо подвеской и дисковыми тормс зами. Его несущий кузов вмесп/ мостью
8,5-8,8 м3 (в исполне нии с высокой крышей
- 11,4 м* оснащен сдвижной боксовой и задними дваворчатыми дверями. На базе
фургонов предлагали несколько специализированных вариантов, санитарные и
пожарные машины, развивающие максимальную скорость 110 км/ч. Гамму гражданской
техники БАЗа завершает снегоуборочная машина ДЭ-242 "Вьюга" с
шарнирно-сочлененной рамой.
С 1988 г. программу военной техники продолжило шасси БАЗ-69501
(8x8) полной массой 17,5 т, которое для гражданских нужд предлагают в 12-тонном
варианте БАЗ-69501П с цельнометаллической бортовой платформой. Автомобиль
оснащен 4-местной кабиной из стеклопластика, двумя дизельными двигателями КамАЗ-740
по 210 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач, бортовой трансмиссией, независимой
торсионной подвеской всех колес, централизованной системой подкачки шин и
пневматическим усилителем рулевого механизма. Короткобазный вариант БАЗ-69501ПТ
предназначен для бук-нгировки прицепа полной массой 15 т. Армейский тягач
БАЗ-6953 (8x8) способен работать в составе автопоезда полной массой 70 т. С
1992 г. завод приступил к разработке и внедрению семейства мощных
полноприводных шасси грузоподъемностью 14-30 т двойного назначения.
Базовой для него является модель БАЗ-6909 (8x8) с полезной
нагрузкой 21,5 т, бортовой раздачей крутящего момента, дизелем ЯМЗ-849 с
турбонад-дувом мощностью 500 л.с., 9-ступенчатой коробкой передач и независимой
торсионной подвеской. Шасси предлагают в длиннобазном исполнении БАЗ-69091, как
седельный тягач БАЗ-6402 для буксировки 30-тонного полуприцепа, а также в
3-осном 14-тонном варианте БАЗ-69092 (6х6) с двигателем ЯМЗ-8425 (450 л.с). В
перспективную гамму входят также 18-тонное шасси БАЗ-695071 (8x8) с дизелем
ЯМЗ-238Н (300 л.с.), специальные конструкции для
установки мощного вооружения - БАЗ-69096 (10x8) и БАЗ-69099 (12x12) с полезной
нагрузкой 29,5~3б,5 т, полной массой 50~60 т и двигателем мощностью 500 л.с.